Иван Яковлевич Дергилёв (1926-1997) принадлежит к когорте профессионалов, работы которых знают все коллекционеры открыток и помнит большая часть старшего поколения нашего общества. Анализ его творчества, которое продолжалось около сорока лет, позволяет говорить нам о том, что он был не только одним из ярких представителей жанра открытки, но и одним из основных создателей «лица» советской поздравительной открытки второй половины XX века.
Интуитивно чувствуя запросы времени, он, как и художники агитационного искусства России 1920-х годов, делал то, что больше всего отвечало настроениям народа, и это у него получалось. Тиражи открыток с его композициями в ряде случаев превышали 10 миллионов экземпляров и часто допечатывались многие годы. Он работал во всех крупных советских издательствах, выпускавших открытки («Изобразительное искусство», «Советский художник», «Планета», «Плакат», «Аврора» и др.), но наибольшее влияние на его творчество оказала деятельность в Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты (ДИЭЗПО) Министерства связи СССР. В 1960-е — 1990-е годы в «Дирекции» работала самая большая группа способных художников и фотографов, исполнявших композиции для марок, открыток, почтовых конвертов и телеграмм. Дирекция была монополистом по изготовлению почтовой продукции с марками, а в стране «доинтернетного» времени с традициями широкого празднования «красных дат» календаря почтовых поздравлений требовалось огромное количество. Каждая семья рассылала их своим родственникам и друзьям многими десятками. Вал продукции, исходившей из Дирекции, требовал постоянной подпитки новыми творческими идеями, и художники это делали.
С момента появления в послевоенном СССР в широкой продаже химикатов для цветной фотографии Иван Дергилёв, начинает активно работать в области фотомонтажных и фотопостановочных поздравительных композиций. Это позволило ему стать не только основоположником советской «постановочной» цветной политической фотооткрытки, но и ее признанным лидером на протяжении нескольких десятилетий.
Большинство его фотопостановочных открыток снято двумя большеформатными деревянными фотокамерами начала XX века, которые он постоянно совершенствовал — приспосабливал для постановочных целей. Любимыми размерами слайдов, которые Дергилёв тогда делал на плоских пленках, были размеры открыток, т.е. «оди н к одному». Для получения определенных эффектов мерцания огней салютов, полета снежинок, теневых затяжек, художник развинчивал объективы и вставлял между стеклом оптики различные формы из прозрачных и непрозрачных материалов, использовал несколько точек подсветки постановок на прозрачном или матовом стекле через различные цветные фильтры, применял многократную экспозицию и массу ухищрений при самостоятельном проявлении пленок. Он первый стал активно использовать в тематических композициях вырезанные из бумаги буквы, которые смотрелись объемными при резком боковом освещении.
Дергилёв много и очень разнообразно снимал цветы. С его творчеством связано становление и развитие темы полевых цветов в советской фотооткрытке. Над композициями из полевых цветов Иван Яковлевич всегда работал вместе со своей супругой – Викторией Михайловной Дергилёвой. Позже творческую династию Дергилёвых продолжила дочь Ивана Яковлевича - Алёна Дергилева (на фото).
В «Музее открытки» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве хранится одна из самых полных коллекций открыток, выполненных художником.