Не в музее, не в Академии художеств, а в двух залах Московского главного почтамта расположилась художественная выставка. В одном из отзывов посетителей сквозит недоумение: «Мне кажется, следовало бы экспонировать эту выставку в залах Союза художников — многие люди с удовольствием ознакомились бы с работой таинственных Лесегри...» И все же выставка имеет к почтамту непосредственное отношение.
Лесегри — это коллективное имя. Это творческое содружество трех художников Бориса Лебедева, Леонарда Сергеева и Марка Гринберга. Многие филателисты хранят в своих коллекциях марки, созданные Лесегри.
Мне довелось еще до выставки ознакомиться с их работой. Но, побывав на Московском почтамте, я еще раз любовался лучшими вещами художников. Волжские пейзажи, разлив реки, трудяги-буксиры, краны, поднимающие многовесные охапки смолистых бревен, удивительные кружева Кижей, грозовые лиловые тучи над церковными куполами. А на других работах — стремительная атака хоккеистов, встреча старой и новой Москвы в одном из тихих переулков, где соседствуют деревянные избушки и уносящиеся ввысь громады современных зданий. И вновь — кавказские зарисовки, пейзажи горных селений.
Но главное в творчестве художников - это плакаты и марки. И саму марку они рассматривают как миниатюрный плакат. Вот одна из них, разрезанная надвое перфорацией. Стремительный, красный, рассекающий иссине-фиолетовое небо ракетоплан, окруженный белым пояском орбиты наш голубой и коричневый земной шар, и — на другой половине марки — автограф первого космического человека Юрия Гагарина.
Эта марка была выпущена в 1962 году к годовщине первого полета человека в космос. Первый космический юбилей стал и начальным шагом для Лесегри в области создания миниатюрных художественных произведений. Рисунок марки довольно лаконичен. Но сочетание ярких радужных красок вызывает ощущение радости. Чтобы добиться этого, потребовались долгие часы творческого раздумья, поиски единственного из возможных сочетаний цвета, орнамента, художественных деталей. Многочисленные эскизы предшествовали окончательному варианту рисунка марки. Только завершенных эскизов в красках было около пятнадцати. Небольшое по объему художественное произведение марка. Но к каждой из них, что попадает в коллекцию филателиста, лежит трудный путь. И наш рассказ о большом труде дружного творческого коллектива.
Художнику, чтобы создать зрелое произведение, нужен большой жизненный и профессиональный опыт. Так и у Лесегри. Двое из них, Лебедев и Гринберг, познали жизнь еще в суровое военное время. Творческий опыт в те годы у Лебедева, пожалуй, ограничивался лишь тем, что Борис оформлял стенные газеты в партизанских землянках. А основной труд — боевая работа в тылу врага. Сергеев на десять лет моложе своих друзей. Но у всех троих за плечами лежат годы учебы, совместной творческой работы.
Лесегри — давно сложившийся коллектив, который в этом году отмечает свое десятилетие. Сблизились они еще в 1957 году, когда работали тогда в художественных мастерских министерства деревообрабатывающей промышленности.
— Однажды, — вспоминает Марк Гринберг, — нам троим поручили оформить сувенирный набор для иностранных туристов «Посетите СССР». Когда мы представили совместно выполненные эскизы, Борис Васильевич Щуко, главный художник мастерских, просмотрел их и сказал: «А знаете, ребята, вот мой вам совет — работайте и дальше втроем».
Вскоре каждый из них отдал на алтарь тройственного содружества по первому слогу своей фамилии. Образовался творческий союз — Лесегри.
Они очень разные эти три художника-друга и внешне, и по темпераменту, и по стилю работы. Невозмутимый Леонард Сергеев — хороший шрифтовик. Горячий Марк Гринберг, пожалуй, больше других побродяжничал с этюдником по стране. Уравновешенность Бориса Лебедева служит как бы сердцевиной в содружестве трех характеров. На выставке я увидел автошарж Лесегри. Он представлял собой рисунок только из шевелюр и щёточек волос, насаженных на кисть, перо и карандаш. По этим щёточкам не трудно узнать и Лебедева, и Гринберга, и Сергеева. Я понял, что есть еще черты, сблизившие художников. Это чувство юмора, жизнеутверждающий оптимизм, без которого немыслима работа даже над очень серьезными вещами.
Как же все-таки Лесегри работают вместе? В одном телефильме, посвященном оформлению спичечных этикеток, рассказывалось и о Лесегри. В кадрах мелькали три художника за одним столом, которые чуть ли не отталкивая локтями друг друга, стараются запечатлеть свой мазок на эскизе. Но, как рассказывали Лесегри, в действительности каждый из них создает по нескольку вариантов эскиза и уже вместе они отбирают тот единственный вариант, который, по их общему мнению, наиболее лаконично и в то же время художественно верно раскрывает тему. Приходится подчас жертвовать самолюбием, но до батальных историй, шутят художники, дело не доходило. В крайнем случае на художественный совет представляются два рисунка будущего миниатюрного плаката. И бывает, что оба варианта получают путевку в жизнь. Случается, что и оба отвергаются. И тогда вновь кисть, перо и карандаш.
Да, создание миниатюрного плаката — почтовой марки — большой труд. Художникам очень много нужно знать по теме событий, которые положены в основу рисунка. Их можно увидеть на многочисленных консультациях в Институте марксизма-ленинизма, в Академии Наук, во многих научных учреждениях, в музеях. И после многочисленных консультаций, после упорного труда, мгновений вдохновения рождаются серии марок о космосе, о воплощении в жизнь нашей Конституции, Программы КПСС, О вкусах художников обычно говорит их творчество. Может показаться, что Лесегри чересчур увлечены красками. Вспомним в этой связи о марке, посвященной новому 1967 году. На рисунке марки, забираясь выше Останкинской башни в высокое звездное новогоднее небо, встает пестрое сочетание цифр 1967.
Но художники возражают. На новогодней марке обилие цвета они объясняют легкостью, радостью новогоднего праздника. А вот, например, марка, посвященная неделе солидарности с борющимся героическим народом Вьетнама. Здесь не увидишь многоцветья. Суровость и гнев выражают желтый фон, простой черный цвет, лица людей. Так что цвет и краски —-дело не только художественного вкуса, а обязательно один из компонентов тематики рисунка.
Лесегри за годы своего совместного творчества дали путевку в жизнь более шестидесяти рисункам марок. Их миниатюрные плакаты побывали почти на всех международных филателистических выставках за рубежом — в Праге, Стамбуле, Париже и т. д. Их творчество получило признание на Всесоюзных и московских выставках. На второй Всесоюзной выставке плаката работа Лесегри была удостоена диплома II степени.
Недавно филателисты увидели одну из последних работ художников — марки и почтовый блок, посвященные Всемирной выставке 1967 года в Монреале. Впереди филателистическая: -выставка к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Художникам поручено разработать эмблему выставки. Эмблема ляжет в основу почтовых марки и блока. Лесегри готовят серию из пяти марок, которая отразит достижения Страны Советов по созданию материально-технической базы коммунизма.
Когда я собирался уже уходить, в мастерской художников раздался телефонный звонок. Лесегри получили предложение разработать рисунок, посвященный IV Спартакиаде народов СССР.
Я боюсь, что в суете прощанья, прерванного телефонным звонком, забыл пожелать художникам новых успехов. Ну что ж, еще не поздно.
Большого творческого пути вам, Лесегри!
Л. ГРУНАУ,
(журнал "Филателия")